А.Л. Мезенцев
Археология и формирование интереса к истории у школьников
|
|
2.1. Развитие интереса к археологическим материалам 2.1.1. Работа с артефактами 2.1.2.Работа с археологическими памятниками 2.2. Формирование интереса к археологии 2.2.1. Знакомство с историей науки 2.2.2. Знакомство с методами археологических исследований 2.2.3. Отношение к наследию 3.1. Знакомство с историей края 3.1.1. Теоретические занятия 3.1.2. Лабораторные занятия 3.1.3. Полевые занятия и экскурсии 3.1.4. Экспедиции 3.2.1. Полевая 3.2.2. Камеральная 3.2.3. Библиографическая 3.4. Дальнейшее углубление интереса
|
Исследовательская работа школьников
Полевые исследования, в свою очередь, делятся на два вида: разведки и раскопки. Разведкам (поиск, выявление новых памятников) обычно отводятся осень и весна, хотя и апробирована практика зимних разведок. Цель любой разведки - выявление новых археологических памятников. К настоящему времени резервовцами открыто более 220 памятников, из них почти 190 в Уссурийском районе. Данная работа обычно ведётся коллективно и ей посвящаются отдельные походы. В этих походах школьники учатся определять перспективные территории, на которых могут располагаться памятники, составлять описание и план памятника. В отдельных случаях школьники самостоятельно проводят эту работу, отдыхая с родителями на природе, в гостях бабушки и т.п. В разные года А.Каневский открыл новые памятники у с. Кроуновка в том числе единственное в Приморье сооружение дольменного типа, А.Филинов у с. Нежино, С.Сопинский - 12 памятников у с. Виноградовка, некоторые подростки приносили отдельные находки обнаруженные в черте города и т.д. Иногда школьники приносят в клуб случайные находки. Раскопки - коллективная работа по исследованию археологического памятника, проводимая под руководством учёных. Здесь школьниками осваиваются азы различных раскопочных методик. Они принимают непосредственное участие в разборке культурных слоёв, первичной обработке материала. Полевые исследования не только активизируют почти все стимулы интереса, но и тут же показывают ощутимый результат, позволяя ребёнку ясно почувствовать значимость своей работы. Конечный результат раскопок может появиться после многолетней аналитической работы, но для ребёнка важнее понимание, что именно он извлёк из земли конкретный артефакт или выявил пятно от очага или опорного столба. В полевых условиях первичный результат виден школьнику здесь и сейчас, а не в какой-то отдалённой перспективе. Это также является дополнительным стимулом интереса и фактором, закрепляющим интерес.
|